: Технологии и медиа :: РБК


«Яндекс» показал прототип закадрового переводчика видео

Технологии и медиа

Taradam — это Telegram-бот. Для работы с ним необходимо отправить ссылку на YouTube-видео или файл с видеоконтентом. Бот попросит выбрать исходный язык и один или несколько языков перевода и после оплаты услуги, цена которой зависит от языка и длительности видео, Taradam выдаст пользователю ссылку или файл на переведенный контент.

Читайте на РБК Pro

По словам основателя AllMyBlog Кирилла Калашникова, в своем иске компания не требует денег, но для него «принципиальный момент, чтобы никто не выдавал его идею за свою». Он рассказал, что AllMyBlog работал с «Яндексом» с 2019 года в области дистрибуции видеоконтента. Тогда же владельцы сервиса получили запрос, что российский контент интересен в Китае, и начали заниматься переводом. «Видео блогеров, которые в России, например, набирают по 80 тыс. подписчиков и 200 тыс. просмотров, в Китае могли собрать 2 млн подписчиков и 4–5 млн просмотров при условии, что представили подходящий контент с переводом на китайский язык. Мы увидели большие перспективы», — рассказал Калашников.

По его словам, «Яндекс», увидев работу компании, запросил математические модели, презентации, было несколько встреч с акционерами компании (но с кем именно — Калашников не назвал). В том числе сервис рассчитывал привлечь инвестиции «Яндекса». «Был подписан NDA (соглашение о неразглашении. — РБК) о передачи технологии, но в июле компания неожиданно отказалась от сотрудничества и в тот же день опубликовала ролик, в котором заявила о работе над аналогичным продуктом», — рассказал собеседник РБК. Он также подчеркивает, что AllMyBlog выложил свой продукт в открытый доступ раньше «Яндекса» — 1 июля.

При этом Калашников предположил, что «Яндекс» «мог украсть технологию случайно». «Компания стала очень большой, мы передавали информацию о технологии одному департаменту, но она могла попасть и в департамент, который в итоге запускал сервис перевода», — рассуждает он.

Какие перспективы у иска

Сотрудник пресс-службы «Яндекса» заявил, что они категорически не согласны с утверждениями и требованиями AllMyBlog, изложенными в иске. По его словам, они не использовали и не используют какие-либо разработки AllMyBlog и не вели никаких переговоров об инвестициях с этим сервисом.

Представитель «Яндекса» настаивает, что первые обсуждения проекта для перевода видео в интернете начались в компании в сентябре 2020 года. Он настаивает, что компания не запрашивала у AllMyBlog какие-либо математические модели и другие компоненты технологии, наоборот, представители сервиса предложили сотрудничество по собственной инициативе. «Предложение не заинтересовало «Яндекс», — говорит сотрудник пресс-службы компании. — К тому моменту у «Яндекса» уже была готова первая внутренняя сборка-прототип «Яндекс.Браузер» с новой функцией». Он также отметил, что в функции перевода видео компания использует собственные технологии: машинный перевод, биометрию, распознавание и синтез речи. Представитель «Яндекса» напомнил, что 16 июля компания публично анонсировала появление функции перевода видео в «Яндекс.Браузер» и рассказала принципы ее работы: перевод видео будет осуществляться бесплатно по нажатию на одну кнопку — пользователю не нужно будет что-то дополнительно скачивать или устанавливать, пользоваться какими-то сторонними платформами или дополнительным программным обеспечением. Технология сама распознает язык оригинала видео и после нажатия на кнопку переводит его моментально или за несколько минут — в зависимости от длины ролика. «Судя по общедоступной информации, этот подход существенно отличается от проекта, реализуемого Taradam. На официальном сайте данного проекта говорится, что для перевода необходимо открыть Telegram-бот, загрузить в него ссылку на ролик, выбрать язык оригинала, оплатить данную услугу и подождать, пока сервис переведет видео», — пояснил представитель «Яндекса».


Число запросов властей к «Яндексу» о данных пользователей выросло на 27%

Фото:Владислав Шатило / РБК

Партнер юридической фирмы «Томашевская и партнеры» Роман Янковский отмечает, что создание конкурирующих продуктов очень часто происходит одновременно. Он допустил, что «Яндекс» мог интересоваться альтернативным продуктом, «но в России идеи не защищаются законом — защищается только конкретный объект интеллектуальной собственности: произведение, компьютерный код и т.д. Если я приду в «Яндекс» и скажу, что у меня есть идея летающего такси, они могут меня послушать, покивать, подписать NDA, а через год запустить свое летающее такси, и я не смогу у них ничего отсудить», — указал Янковский. По его словам, если «Яндекс» не копировал конкретный программный код, то шансов на успех в суде у AllMyBlog практически нет. То, что «Яндекс» подписал NDA, по мнению юриста, также «ни о чем не говорит»: «Яндекс» согласился не разглашать некую информацию, но выпуск похожего проекта не значит, что он ее разгласил. Компания могла выпустить альтернативный сервис, не пользуясь чужими инсайдами».

Автор

При участии

Анна Балашова