Клинкер как выразительное средство

0

Жилой дом «Одиннадцать Станиславского» архитекторов John McAslan + Partners и ADM Architects вписан в историческую среду Таганки с помощью фактурного материала на фасадах – клинкерного кирпича Wittmunder Klinker индивидуальной сортировки.

Таганка – с древности ремесленный и торговый район: эта «специализация» сохранилась в названиях ее переулков, а среди сбегающих с Таганского холма улочек можно и сейчас найти индустриальное наследие. Заметное место тут занимает бывшая золотоканительная фабрика Алексеевых на улице, названной по имени, точнее, псевдониму последнего владельца производства: Константина Алексеева-Станиславского, хотя его мы лучше знаем как театрального режиссера и автора теории сценического искусства, чем успешного промышленника.

zooming

Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

Еще не так давно и улица, и фабрика привлекали не слишком много внимания: после 1917 предприятие получило название «Электропровод», исторические кирпичные корпуса были хаотично дополнены новыми непрезентабельными сооружениями, и отходящая от церкви Мартина Исповедника Малая Коммунистическая не могла похвастаться привлекательной перспективой.

Все изменилось в середине 2000-х, когда территорию выводимого в Подмосковье завода приобрела компания Horus Capital и занялась ее продуманной ревитализацией, а советское название улицы сменилось на нынешнее. Теперь «Фабрика Станиславского» известна как образец реконструкции промышленного наследия, а также центр культуры – благодаря расположившейся там «Студии театрального искусства» Сергея Женовача.

  • zooming

    Вход в бизнес-центр со стороны улицы Станиславского. «Фабрика Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    «Студии театрального искусства» Сергея Женовача и общественное пространство в составе «Фабрики Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

Но при движении от центра Москвы первым посетителя встречает не этот исторический кирпичный комплекс, а предваряющий его полностью современный жилой дом «Одиннадцать Станиславского». Быть первым всегда трудно, а здесь ситуацию усложняет близкое расположение знаменитой церкви Мартина Исповедника зодчего Родиона Казакова: нельзя нарушить ее окружение, но и совсем исчезнуть рядом с этим ярким памятником классицизма было бы неправильно.

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

Поэтому занимавшиеся всей территорией бывшего «Электропровода» британские архитекторы John McAslan + Partners (их соавтором по жилому дому выступило московское бюро ADM) называют «Одиннадцать Станиславского» самой сложной частью проекта. Выходом стало лаконичное решение объемов с учетом разнообразной этажности как новых корпусов (от трех до шести этажей), так и окружающей застройки. Чтобы избежать монотонности, авторы разделили по вертикали каждое из пяти жилых зданий на три части, чуть разные по высоте: так их дробность и масштаб совпали с типичными для московского центра.

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

При сдержанности геометрии упор был сделан на высококачественные фасадные материалы: у трех корпусов ближе к улице Станиславского это светлый известняк, а у двух остальных – немецкий клинкер Wittmunder, которым облицован также въезд в подземный гараж со стороны Пестовского переулка. В этом материале даже неспециалист с первого взгляда узнает необыкновенный кирпич. Особая технология изготовления с обжигом в газовой тоннельной печи при температуре свыше 1200˚C придает каждому клинкерному кирпичу свой оттенок и фактуру. «Одиннадцать Станиславского» при этом уникален вдвойне: для него заказчик совместно с сотрудниками завода Wittmunder Klinker на северо-западе Германии выбрал индивидуальную сортировку, иными словами, таких же фасадов нет больше нигде.

Насыщенно-красные кирпичи с более гладким «лицом» соседствуют с бордовыми и сизыми, на них встречаются эффектные подпалины, а темно-серые кирпичи с энергично-рельефной поверхностью напоминают абстрактную скульптуру. Расположение кирпича на фасаде было тщательно продумано архитекторами.

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

Цвет клинкера Wittmunder достигается без добавления красителей, только технологией обжига и выбором сырья – двух видов глины особенно высокого качества, которые добывают недалеко от завода в области Восточная Фризия; разные пропорции смеси этих двух глин и дают все разнообразие цветов Wittmunder Klinker включая производимый только здесь так называемый сине-фиолетовый цвет: благородный холодный красный с сизыми и пурпурными переходами. Высокое качество этого материала делает его идеальным вариантом для российского климата с его холодными зимами и частыми перепадами температуры.

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

Завод Wittmunder Klinker, или как его порой называют по-русски, «Виттмундеровский клинкер», назван по городу Витмунд, рядом с которым находится (официально завод принадлежит городскому округу Нойшо). Это семейное предприятие с вызывающей уважение историей: оно работает без перерыва уже 160 лет, с 1860 года. Кроме неизменного внимания к высокому качеству своей продукции и продуманной технологии производства, Wittmunder Klinker может похвастаться ручной сортировкой кирпича. Это важное и редкое конкурентное преимущество: благодаря тому, что продукцию сортируют опытные сотрудники, заказчику гарантируют поставку клинкера именно того оттенка и фактуры, которые он выбрал по каталогу. По этой же причине по желанию архитектора или клиента на заводе могут создать особую сортировку, которая будет отличать их здание от любых других, пусть даже с Wittmunder Klinker на фасаде. Именно такая индивидуальная сортировка была разработана для «Одиннадцать Станиславского».

  • zooming

    Кирпичи на заводе Wittmunder Klinker

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Кирпичи на заводе Wittmunder Klinker

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Кирпичи на заводе Wittmunder Klinker

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

Важно отметить, что за десять лет клинкерные фасады «Одиннадцать Станиславского» остались такими же яркими и выразительными, как в момент завершения строительства. Это особенно поразительно для Москвы, где сложный климат сочетается с обычными для мегаполисов смогом и другими сложностями. Но Wittmunder Klinker с легкостью сохраняет свой уникальный характер на протяжении долгих лет в любых условиях, поэтому и спустя долгие годы горожане смогут полностью оценить замысел архитекторов без скидки на прошедшее время.

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

  • zooming

    Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва

    Фотография © Ольга Челебаева / предоставлена АРХИТАЙЛ

Жилой дом «Одиннадцать Станиславского», Москва
Заказчик: Horus Capital (Россия)
Архитекторы: John McAslan+Partners (Великобритания), АDM Architects (Архитектурный диалог с мегаполисом, Россия)
Инженеры и конструкторы: «Финпроект» (Россия)
Кирпич: Wittmunder  Klinker индивидуальной сортировки формата DF 240x115x52 мм (Германия)
Завершение проекта: 2010
Фотографии: Ольга Челебаева