Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» направила в правительство свои предложения по совершенствованию федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ) из налога на прибыль — для повышения его привлекательности. В числе мер — увеличение размера вычета с 3% до 20% от суммы инвестиций, расширение отраслевого охвата, предоставление возможности одновременного использования ФИНВ и региональных инвестиционных вычетов (РИНВ). Об этом Forbes рассказал руководитель экспертного центра по налоговой и бюджетной политике организации Кирилл Никитин.
Минэкономразвития совместно с заинтересованными органами власти «тщательно прорабатывает поступающие предложения по корректировке вычета, обобщает текущую практику его применения», сказал Forbes представитель ведомства. При необходимости будут предприняты меры по его корректировке, добавил он. Минфин в то же время готов «рассмотреть предложения бизнеса о расширении гарантий стабильности работы ФИНВ», заявил замминистра финансов Алексей Сазанов на конференции Ассоциации европейского бизнеса. «Мы поддержим закрепление в Налоговом кодексе любых параметров ФИНВ технического характера, не связанных с объемом предоставляемых льгот», — подчеркнул он.
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться
Как появился вычет
ФИНВ начал работать с 2025 года — параллельно с ростом ставки налога на прибыль для организаций на общей системе налогообложения с 20% до 25%. Изменения были приняты в рамках масштабного реформирования налоговой системы в России. Запуск федерального вычета анонсировал президент Владимир Путин во время выступления на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2024 года. Тогда он пояснил, что механизм должен стать стимулом для «инвестиций бизнеса в развитие». Инструмент должен был смягчить рост налогового бремени для предприятий. Сначала вычет предлагалось предоставлять только компаниям, реализующим «проекты технологического суверенитета» — то есть создающим производства, которых раньше в России не было. При этом размер ФИНВ должен был составить до 25% от инвестиций. Затем Минэкономразвития предложило три варианта применения вычета — с большим числом отраслей и дифференцированными ставками от 5,5% до 17%, в более поздней версии вычет должен был составлять для всех отраслей-участников 6%, и в итоге он сократился до 3%, поскольку его цена для бюджета с обсуждаемых 300 млрд рублей в год сократилась вдвое — до 150 млрд.
Сейчас на ФИНВ могут рассчитывать компании из добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности, сферы научных исследований и разработок, энергетики, гостиничного бизнеса и предприятий общепита, телекоммуникаций, а также IT-сферы. Такие предприятия имеют право получить вычет в размере 3% от инвестиций в оборудование, машины и некоторые нематериальные активы (например, патенты). При этом уменьшить разрешается не налоговую базу, а сам налог на прибыль. За год можно получить не более той суммы, которая соответствует 5 процентным пунктам (п.п.) ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет (пять восьмых от федеральной части налога). Все, что выше этого лимита, можно будет использовать в качестве вычета в течение следующих десяти лет. Также ФИНВ разрешается переводить на баланс другого предприятия в рамках одной группы компаний.
В ходе обсуждения параметров ФИНВ бизнес, в частности, Российский союз промышленников и предпринимателей, с самого начала предлагал еще большее расширение списка отраслей, которые смогут воспользоваться льготой, но этого так и не произошло. Глава «Деловой России» Алексей Репик говорил Forbes, что появление ФИНВ — положительная мера, но с утвержденными параметрами «программу можно назвать пилотной, в долгосрочной перспективе без корректировки условий ФИНВ серьезного положительного эффекта для бизнеса ожидать не стоит».
По итогам I квартала 2025 года о праве воспользоваться ФИНВ заявили порядка 260 организаций, сообщил замначальника управления налогообложения юридических лиц ФНС России Андрей Коньков в Совете Федерации. По данным Минфина, по итогам I квартала компании заявили вычет на 2,6 млрд рублей. Активность выборки средств, зарезервированных в бюджете под льготу, была неактивной в начале года, констатировал глава министерства Антон Силуанов, отметив, что в дальнейшем сумма может вырасти.
В конце июня Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с членами «Деловой России». В том числе правительству совместно с деловой организацией было поручено до 1 августа предоставить предложения по корректировке ФИНВ — при условии, что расходы бюджета не превысят 150 млрд рублей выпадающих доходов в год.
Что предлагают изменить
Предложение «Деловой России» повысить размер федерального вычета с 3% до 20% от инвестиций обусловлено тем, что за за I квартал из предусмотренного объема финансирования инструмента в 150 млрд рублей налогоплательщиками было заявлено гораздо меньше. «В связи с этим «Деловая Россия» считает, что даже в условиях ограниченности данных только первым кварталом, предусмотренного лимита бюджетных средств на ФИНВ достаточно для повышения размера вычета с 3% до 20%», — пояснил Кирилл Никитин.
Сегодня ФИНВ нельзя применять одновременно с региональными инвествычетами. «Отмена ограничения особенно актуальна для регионов с активной инвестиционной политикой: сочетание федеральных и региональных инструментов существенно повысит эффективность стимулирования инвестиций», — говорит Кирилл Никитин. При этом нужно ограничить предельный размер применяемых федерального и регионального вычетов суммой, не превышающей 100% стоимости объекта. Также при единовременном применении ФИНВ и РИНВ к одному объекту логично ограничить использование амортизации и амортизационной премии в отношении него.
Расширить ФИНВ в «Деловой России» предлагают на такие отрасли, как производство продуктов питания, медицинские услуги, транспортировка и хранение. Это позволит привлечь инвестиции в удаленные регионы страны, где эти отрасли имеют особенно важное значение, полагают в организации. Также предлагается распространить ФИНВ не только на машины и оборудование, но и на здания и сооружения, относящиеся к трем-десяти амортизационным группам (к примеру, включает сооружения топливно-энергетических предприятий). Кроме того, бизнес считает, что нужно разрешить уменьшать сумму налога на прибыль не на 5 п.п. от федеральной части налога, а на все 8 п.п., а также распространить механизм ФИНВ на расходы бизнеса на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Почему вычет непопулярен
Предложенные «Деловой Россией» меры по корректировке ФИНВ действительно могут дополнительно стимулировать инвестиционную активность, говорит директор департамента налогового и юридического консультирования Kept Наталья Никитина. «Расширение отраслевого охвата на производство продуктов питания, медицинские услуги, транспортировку и хранение отвечает национальным приоритетам и задачам модернизации экономики», — считает партнер, руководитель налоговой практики CLS Екатерина Смоловая. Такое решение будет способствовать поддержке импортозамещения и развитию инфраструктуры, что сейчас особенно востребовано бизнесом, отметила она.
Вектор, задаваемый предложениями «Деловой России», выглядит разумно — например, в части отраслевого расширения, считает партнер Б1 Марина Белякова. «Причем в дополнение к предложениям можно было бы думать и о других, инвестирующих в различного рода нематериальные активы, если они серьезно не льготируются иным образом», — сказала она.
Пока вычет не является популярным инструментом, прежде всего, по причине его очень низкого размера и ограниченного спектра действия, полагает партнер практики налогового консультирования и налоговых споров BGP Litigation Павел Кондуков. Кроме того, его применение вызывает большое количество вопросов у бизнеса, говорит он. Учитывая, что в начале 2025-го инструмент практически не пользовался спросом, «получается, что, с одной стороны, очевидна неэффективность ФИНВ, а с другой стороны, его расширение необходимо как минимум для того, чтобы выделенные государством деньги были использованы по назначению», добавил он.
Кроме того, ФИНВ сейчас серьезно проигрывает РИНВ, который предполагает до 90% от суммы инвестиций плюс возможность уменьшения федеральной части налога, приходящегося на региональное подразделение, на 10% от суммы инвестиций, сказал партнер департамента налогов и права ДРТ Эмиль Бабуров.
В то же время, увеличение размера ФИНВ с 3% до 20% «выглядит слишком амбициозным, особенно учитывая заявляемое расширение перечня отраслей, но 3% все же мало», рассуждает Марина Белякова. Прежде всего нужно понимать, что вычет предусматривает уменьшение не налоговой базы, а непосредственно суммы налога, то есть более затратен для бюджета, добавляет партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов. Можно сказать, что это бюджетное субсидирование приоритетных направлений в налоговой форме. Сейчас дефицит федерального бюджета приближается к 4 трлн рублей и при этом все новые отрасли запрашивают господдержку, поэтому «сейчас бизнес вряд ли может ожидать от правительства что-либо кроме символических уступок», считает эксперт. Также он подчеркнул, что по первому полугодию нельзя делать выводы об эффективности ФИНВ. Это новый инструмент и компании не форсируют его освоение, так как заявить о льготе можно и в конце финансового года, объясняет Зарипов.
Сейчас вычет применяется выборочно и ограниченно, поскольку действительно конкурирует с региональными налоговыми льготами, вместо того, чтобы их дополнять, отмечает член комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин. «Если бизнесу будет разрешено совмещать оба вычета — федеральный и региональный — то это создаст для инвесторов предсказуемую логику: вложения, признанные значимыми как на уровне федерации, так и в конкретном регионе, смогут получить поддержку сразу с двух сторон», — говорит парламентарий. Это особенно актуально для территорий с низкой инвестиционной привлекательностью, где без синхронизации стимулов проект может оказаться просто нерентабельным, отметил он. Если перечень будет дополнен новыми отраслями, это может простимулировать запуск капиталоемких проектов не только в мегаполисах, но и в моногородах, где модернизация инфраструктуры и импортозамещение требуют внешнего импульса, считает он. Однако любые изменения в механизме вычета должны быть рассчитаны строго в пределах обозначенных бюджетных ограничений — не более 150 млрд рублей, что требует точного моделирования сценариев, подчеркнул Говырин.